ГлавнаяНовостиФорумСсылкиАрхивО насКонтакты

Дрессировка собак

Общие вопросы дрессировки

Большинство владельцев немецкой овчарки дрессирует своих собак на площадке, где инструктор в необходимом объеме объясняет основные принципы дрессировки. Некоторые нанимают инструктора частным образом. Но есть и такие, которые хотят самостоятельно разобраться в этом увлекательнейшем процессе.

Немецкая овчарка является пользовательной породой собак, поэтому главным критерием ценности представителя этой породы являются рабочие качества, т.е. способность к обучению и работе по разным видам служб.

Виды дрессировки

Все курсы дрессировки можно разделить на следующие виды.

Адаптационная дрессировка

Большинство собак содержится не в вольерах, а в городских квартирах. Их нужно выводить гулять на улицу, где много посторонних людей, ездят машины. Всем городским собакам, независимо от их породности, необходимо быть управляемыми, адаптированными к этим условиям. Они не должны нападать без команды на незнакомых людей, чужих животных, бояться городского транспорта. Без этих качеств содержание собаки в городе - сущее мучение. Сейчас в России распространены различные модификации Курса общего послушания (КОП), разработанного в ГДР.

Специальная дрессировка

Служебные собаки широко используются в различных ведомственных подразделениях для работы по совершенно различным видам служб: поиск наркотиков, поиск взрывчатки, поводырь слепого, патрульно-постовая служба и т.д. Сюда же можно отнести натаскивание охотничьих собак, обучение ездовых собак. Этими видами дрессировки занимаются профессиональные дрессировщики.

Неформальная (любительская) дрессировка

В нашей жизни многие хотят, чтобы собаки умели не только то, чему их обучают на дрессировочных площадках - приносить тапочки, подавать лапу, залезать для мытья лап в ванную. Никаких правил испытаний по такой дрессировке не существует, каждый владелец сам обучает своего пса тому, чему считает нужным. В эту группу можно отнести выставочную дрессировку (умение показать себя на ринге), подготовку к соревнованиям по аджилити, защите квартиры, защите хозяина и т.п.

Тестовая дрессировка

Для определения выраженности у собак служебных качеств были разработаны специальные курсы дрессировки. Сдача испытаний по ним гарантирует наличие у собаки необходимых качеств. Если собака не может пройти по ним испытаний, считается, что собака этими качествами не обладает. Собака, отдрессированная по этим службам вовсе не обязательно может реально работать, например, по следу или защитить хозяина от бандитов. Но диплом по тестовой дрессировки гарантирует, что нужные задатки у собаки имеются, что ее можно обучить реальной следовой работе или защитной службе, что эта собака пригодна для разведения. К тестовой дрессировке относятся SchH, IPO, подготовка к прохождению отбора. По тестовой дрессировке проводятся соревнования.

Нас, людей, занимающихся формированием породы в России, интересует главным образом тестовая дрессировка, которая сейчас является пока самым надежным инструментом определения рабочих качеств немецкой овчарки. Гипотеза о наследовании благоприобретенных качеств (в том числе, обученности определенным навыкам) не подтвердилась. Т.е., если на протяжения десяти поколений обучать собак команде "лежать" или "фас", это никак не облегчит обучение этим командам в одиннадцатом поколении.

Казалось бы, зачем мучить собак и хозяев, которым в повседневной жизни вряд ли может пригодиться умение по команде "вперед" мчаться на 30-40 м, а по команде "апорт" прыгать с тяжелой деревянной чушкой в зубах через барьер? Логичнее было бы разработать тесты для необученных собак, сразу же выявляющие их служебные качества. Оставить вместо тестовой более нужную адаптационную. И такие тесты существуют, но, к сожалению, они очень ненадежны. Они хорошо работают только в том случае, если владелец собаки об этих тестах ничего не знает и не готовил собаку специально к их прохождению. В противном случае умелая дрессировка может сгладить некорректность психики собаки. Поэтому тестируются заведомо подготовленные собаки.

Дрессировка в ДОСААФ

Мы получили в наследство от ДОСААФ очень подробно разработанную, но отставшую на 60 лет систему дрессировки. Вспомним, для получения вязки было необходимо иметь дипломы по общему курсу дрессировки (ОКД) и защитно-караульной службе (ЗКС), причем для сук достаточно было только ОКД.

ОКД является одним из самых неудачных курсов. Его нельзя признать хорошим адаптационным курсом, потому что очень много лишнего (преодоление снарядов, работа на расстоянии) и нет нужного (спокойное отношение к посторонним людям и животным). В то же время, ОКД никак нельзя отнести к тестовым видам дрессировки, потому что опытный дрессировщик может выдрессировать по нему почти любую собаку (единственное ограничение - выстрел). ОКД можно, пожалуй, назвать хорошей школой. Но не для собаки, а для дрессировщика. После прохождения ОКД дрессировщик очень хорошо начинает понимать основные принципы дрессировки собак. И в этом смысле ОКД действительно приносил большую пользу.

ЗКС, вначале включавший прием обыск местности, был для повышения "сдаваемости" от него освобожден. Овчарки не проверялись на основное качество - умение ходить по следу. Работа на тряпочные рукава с перехватом не могла служить мерилом качества хватки собаки. ЗКС ведь сдавали даже колли. С другой стороны, обученная по ЗКС собака очень в редких случаях могла на самом деле защитить своего хозяина. Если только нападающие не были в дресскостюмах и, услышав окрик собаковода, не убегали наутек. Прием "защита вещи" сейчас вообще вызывает смех. Трудно представить себе владельца собаки, оставившего ее на четверть часа в безлюдном месте на привязи охранять дипломат и ожидающего увидеть по возвращении живую собаку и целую вещь. Если же собака будет охранять в оживленном месте, например, около магазина, то весьма вероятно, что она может покусать ни в чем не повинного человека и даже ребенка.

Деградация служебных качеств восточно-европейской овчарки в СССР была связана не только с тем, что существовала возможность купить дипломы по дрессировке, но и в самих курсах ОКД и ЗКС, сдать испытания по которым не могли только редкие дебилы. Нас, разведенцев, должны волновать те качества немецкой овчарки, благодаря которым она приобрела всемирную популярность. Желание работать, чутье, работоспособность, пластичность, способность успешно бороться с человеком. Курсы IPO и SchH вполне удовлетворяют требованиям к тестовым курсам для немецкой овчарки, хотя мы и их не можем считать идеальными. Возможно, со временем будут разработаны новые, более совершенные курсы дрессировки, пока же мы пользуемся ими.

Методы дрессировки

За годы Советской власти у нас развивалось только одно направление в дрессировке, основанное на методе контрастной дрессировки. Поэтому при переходе на работу с курсами IPO и SchH даже у опытных инструкторов возникают сложности. Поскольку отличия IPO и SchH незначительны, мы будем рассматривать только SchH, подразумевая, что все сказанное о SchH относится и к IPO.

Известно несколько направлений в дрессировке.

  • Механическая дрессировка

    Она основана на нанесении животному болевых (механических) воздействий. С помощью этих воздействий у животных вызываются нужные для дрессировщика действия. Если животное совершает требуемое движения, она не получает болевого воздействия, если не совершает - наказывается болью (отрицательное подкрепление).
  • Вкусопоощрительная дрессировка (метод Дурова)

    Она основана на применении положительного подкрепления. С помощью лакомства от животного добиваются нужного движения (жестикуляция). Вводится условный сигнал (команда). Если животное ее выполняет, оно получает лакомство, не выполняет - не получает.
  • Метод ограничения возможности ошибаться и повторений (полицейская школа дрессировки)

    В начале века в российской полиции при работе с собаками не применяли ни болевые воздействия, ни пищевые. Дрессировка сводилась к выработке у собаки определенных стереотипов или привычек. Например, при обучении команды "рядом" собаку водили на коротком поводке вдоль стены, препятствующей ей отходить в сторону от дрессировщика. Многократные повторения вырабатывали у собаки привычку держаться на определенном месте около дрессировщика. В качестве положительного подкрепления полицейские использовали похвалу, одобрительные слова. С физиологической точки зрения этот метод основан на образования временной связи.
  • Контрастная дрессировка

    В ней используются элементы первых трех методик. С помощью механического воздействия, болевого или не болевого, или с помощью дразнения лакомством от собаки добиваются нужного действия. Если по команде собака совершает это действие - она получает положительное подкрепление лакомство, если не совершает - отрицательное подкрепление болью или принуждением.

Эти четыре метода достаточно хорошо известны в нашей стране, их довольно успешно применяли дрессировщики ДОССАФ, о них написаны пособия. На них нет смысла нам останавливаться. К сожалению, новые методы и подходы, применяемые во многих развитых странах и дающие дрессировщику дополнительные возможности, у нас практически не известны. Незнание этих методов и вызывает у даже опытных дрессировщиков трудности при обучении собак новым курсам дрессировки.

Теория подкрепления

Самой интересной для нас теорией обучения является теория подкрепления, разработанная профессором Гарвардского университета Б. Скиннером. Иначе она называется бихевиоризмом, модификацией поведения, психологией поведения, теорией подкрепления и т.д. Эта область психологии сейчас бурно прогрессирует. Именно на ее основе разработаны программы компьютерного обучения и аутотренинга, доказавшие свою высокую эффективность. В ней обучаемый является не только объектом применения своих сил обучающего, но и самостоятельной значимой величиной, принимающий в процессе обучения самое деятельное участие. В России была издана книга К. Прайор "Не рычите на собаку!", в которой эта теория очень подробно описывается.

Подкрепление

Положительное подкрепление (ПП)- это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности совершения этого действия.

Таким событием может быть не только дача лакомства, но любое, доставляющее удовольствие обучаемому. Самое главное здесь - то, что нельзя подкрепить поведение, которое не встречается.

Например, требуется добиться, чтобы какой-то человек вам почаще звонил (дети, родители, друзья). Необходимо сделать так, чтобы каждый телефонный разговор с вами был ему приятен. Кто любит посплетничать - должен услышать последние новости из жизни знакомых, кто любит слушать себя - получить внимание и интерес собеседника. Если же позвонивший услышит упреки, что он так долго не звонил, его желание набрать ваш номер следующий раз появится нескоро.

Подкрепление не является абсолютным. То, что нравится одному, то может быть неприятно другому. Сытому безразлично предложенное угощение. Дрессировщик должен иметь очень широкий спектр ПП, от ласки и похвалы до лакомства и игры.

Отрицательное подкрепление (ОП) - то, что субъект старается избежать.

Оно может иметь градацию от очень сильных (удар электротоком) до слабых (сквозняк).

Отрицательное подкрепление имеет принципиальное отличие от наказания. Наказание следует после совершения проступка и не может уже его изменить. ОП может остановить ненужное действие или даже не допустить его.

При обучении львиная доля успеха зависит от верного времени подачи подкрепления. Если подкрепление запаздывает, то оно часто становится подкреплением не нужному действию, а уже совершенно другому. Например, дрессировщик дал команду "Сидеть!". Собака села. Он полез в карман за лакомством. Собака вскочила. Если он дает лакомство в это момент, он подкрепляет не посадку собаки, а ее вскакивание.

Если подкрепление дается слишком рано, до завершения необходимого действия, то тем самым подкрепляется его несовершение.

Например, дрессировщик дает лакомство, когда собака не успела зафиксировать посадку. Этим он увеличивает вероятность, что по команде "Сидеть!" собака будет присаживаться, вскакивать, но так и не сядет.

Не вовремя поданное подкрепление не только не несет полезной информации, но и, напротив, дезинформирует объект обучения. Если отработка какого-нибудь приема не получается, надо спросить себя: "А что же я собственно подкрепляю?" и тогда ошибка становится понятной.

Для повышения точности времени дачи подкрепления было введено условное подкрепление. Это понятие совершенно неизвестно для дрессировщиков, которые воспитаны в школе ДОСААФ. Именно использование условного подкрепления позволяет достичь успеха там, где оказываются бесполезными старые методики.

При работе с пищевым подкреплением очень часто возникает ситуация, что его невозможно дать в тот момент, когда это нужно. Например, невозможно поощрить лакомством собаку в момент выполнения ей команды "Вперед!". Она получает положительное подкрепление уже после остановки. Т.е. подкрепляется сама остановка. Кстати, именно обучение этой команде в SchH вызывает огромные трудности у наших дрессировщиков.

Кроме того, очень часто мы требуем выполнения от собаки достаточно сложного действия, включающего несколько компонентов. Подкрепляя все действия в целом, мы не даем животному информации, какой компонент нас устраивает, какой нет.

Например, при высылке собаки вперед мы требуем, чтобы она: а) бежала по прямой, б) не останавливалась без команды, в) бежала быстро. Введение условного подкрепления может помочь обойти многие трудности.

Условное подкрепление - изначально нейтральный сигнал (звук, свет, движение), который умышленно связывают с подачей подкрепления. Наиболее удобно использование свистка.

В жизни у людей очень много условных подкреплений. Для многих приятен звук телефонного звонка (вдруг звонит старый друг), приятно видеть заваленный письмами почтовый ящик. И хотя не все звонки и письма доставляют удовольствие, ассоциации с ними связаны очень хорошие.

Таким же условным подкреплением являются деньги. На самом деле, деньги обозначают только то, что на них можно купить - пищу, вещи, обслуживание. Многие богатые люди, имеющие денег больше, чем могут потратить, продолжают работать, хотя деньги уже, казалось бы, им не нужны. Для них условное подкрепление (получение денег) стало значимее реальных благ (полноценный отдых, крепкий сон).

Практическую дрессировку собак с использованием положительного подкрепления почти всегда следует начинать с выработки условного подкрепления. Дрессировщик учит животное понимать значимость условного подкрепления, сочетая его с пищей, поглаживанием, отдыхом, игрой и т.д. Чем с большим числом приятных вещей сочетается условный стимул, тем действеннее он работает.

После выработки условного подкрепления в руках дрессировщика появляется реальный способ общения с собакой, возможность передать свои желания. Условное подкрепление приобретает очень большую значимость. Важна сама информация одобрения действия животного, она необязательно должна сопровождаться безусловным подкреплением.

Нельзя разбрасываться дачей условного подкрепления, иначе оно перестанет работать. Фальшивая или незначимая награда теряет всякую силу в качестве условного подкрепления.

Можно выработать и отрицательное условное подкрепление. Например, им пользовался Владимир Дуров, останавливая неправильные действия своих воспитанников тихим "тсс!".

Режимы подкрепления

После того, как какой-то навык уже сформировался, дрессировщик уже не должен подкреплять каждый раз выполнение команды. Наоборот, гораздо полезнее подкреплять в непредсказуемом (вариабельном) режиме.

Низковероятностный режим подкрепления намного эффективнее подкрепления каждого правильного действия. Очень хорошим жизненным примером являются игральные автоматы. Азартный человек может провести с ними целый день в надежде получить выигрыш. В то же время, этого же человека вряд ли увлечет возможность получить строго определенную сумму денег, если он 8 часов будет нажимать на кнопки автомата. Да, это будет зарабатыванием денег, но каким нудным способом!

Если дрессировщик станет подкреплять только самые четкие выполнения его команд, собака начнет стараться, пытаться отгадать, что от нее требует хозяин. Этот интерес - мощный стимул желания собаки работать. Ведь, в конце концов, вне зависимости от ее успехов, ее владелец все равно накормит. Чем длительнее интервалы между подкреплениями, тем эффективнее работает вариабельный режим, тем сильнее он стимулирует поиск правильного решения.

Именно поэтому так трудно угасить нежелательное поведение, например, поедание на улице корма. Если даже в 1 случае из 10 собаке удается безнаказанно сожрать его, не получив от хозяина трепки, она будет все время пытаться незаметно сделать это, а вдруг опять повезет!

Выработка навыка методом формирования поведения

Чтобы живое существо, человек или собака, не делало бы, оно это делает не всегда одинаково. Таким образом, формировать поведение можно, подкрепляя те действия животного, которые наиболее близки к требуемым. К. Прайор сформулировала 10 правил выработки, которые необходимо соблюдать.

  1. Критерий дачи подкрепления повышается медленно.
  2. В конкретный промежуток времени выработка идет только по одному критерию.
  3. Критерий повышается или вводится новый только после перехода на вариабельный режем подкрепления.
  4. После введения нового критерия требования по старым критериям уменьшаются.
  5. Дрессировщик должен быть готовым к неожиданно быстрой выработке.
  6. Одному и тому же навыку не могут одновременно обучать разные дрессировщики.
  7. Если одна процедура выработки не приносит успеха, нужно попробовать другую.
  8. Дрессировщик уделяет все свое внимание собаке до конца занятия.
  9. Если навык начал ухудшаться, необходимо вернуться на более ранние стадии обучения.
  10. Занятие заканчивается на "высокой ноте".

Теперь более подробно о каждом правиле.

1. Критерий дачи подкрепления повышается медленно.

На практике это означает, что требования к собаке повышаются только в тех пределах, которые для нее в данный момент доступны. Если она прыгает метровый барьер с запасом 20 см, не надо увеличивать высоту сразу больше 110 см. Нельзя исходить из реальных физических способностей собаки, зная, что с ее данными она должна легко перепрыгивать двухметровый барьер. Быстрота увеличения критерия зависит от психических особенностей животного, того, насколько легко оно усваивает новые правила игры. Наиболее быстро дрессировка идет тогда, когда собаке легко удается освоить новую ступень.

2. В конкретный промежуток времени выработка идет только по одному критерию.

Во время одного и того же занятия можно поработать над улучшением разных компонентов навыка. Сначала, например, над быстротой выполнения команды "сидеть", затем над правильностью посадки, исправляя "заваливание". В конце - над выдержкой. Но в конкретный участок времени нужно пользоваться только одним критерием.

Нельзя один раз не давать лакомство за медленное выполнение команды, в следующий раз за нечеткую посадку, а в третий раз за недостаточную выдержку. В итоге животное не будет иметь информации, что же от него хотят. Одно подкрепление не должно содержать сразу два типа сведений: сначала дрессировщик обучает собаку быстро садиться (без повторов), а затем независимо от быстроты посадки добиваться ее четкости. Только когда оба критерия будут выучены, можно требовать соблюдения обоих. У этого правила очень много практических следствий.

Можно расчленить задачу на несколько компонентов, тогда обучение пойдет быстрее.

3. Критерий повышается или вводится новый только после перехода на вариабельный режем подкрепления.

Как только поведение усвоено, мы должны его подкреплять не каждый раз. Это правило составляет суть процесса выработки. Когда, подкрепляя собаку не каждый раз, мы уже становимся уверены в получении нужного действия, мы получаем свободу в использования подкрепления только за проявление самого лучшего поведения. Вариативное подкрепление сдвинет поведение в желаемую сторону. Только после перехода на вариативное подкрепление можно вводить новый критерий.

4. После введения нового критерия требования по старым критериям уменьшаются.

То, что раз было выучено, не забывается, но иногда временно уходит в сторону. Характерно, что на новом месте собака, кажется, забывает все команды. Но, привыкнув к новым условиям, начинает работать как ни в чем не бывало. Вводя новый критерий, т.е. ставя собаку в новые условия, мы не должны требовать от нее безукоризненной работы по старому критерию. Адаптировавшись к новому, она "вспомнит" и старый урок, тем более, мы опять применим вариативное подкрепление.

5. Дрессировщик должен быть готовым к неожиданно быстрой выработке.

Иногда собака усваивает урок неожиданно быстро. Например, новичок с первого раза с большим запасом перепрыгивает метровый барьер. Уже на первом занятии бывает возможным научить собаку брать полтора метра. Также бывает, что уже на втором занятие пес начинает уверенно идти по следу. Нужно всегда быть готовы усложнить предъявляемые критерии, чтобы не топтаться на месте. В противном случае, когда собаке все слишком легко, она может потерять интерес. Подобное случается с сообразительными учениками в школе, которые вынуждены ждать, когда, наконец, дойдет до их одноклассников то, что они уже усвоили, поэтому на уроках скучают.

6. Одному и тому же навыку не могут одновременно обучать разные дрессировщики.

До того момента, пока навык не выработан, нельзя разрешать его выработку другому дрессировщику. Это иногда случается в семьях, где есть дети. Тогда дрессировать собаку пытаются все. Если каждый отрабатывает какой-нибудь один прием, в этом нет ничего страшного. Но когда, например, "сидеть" обучает двое-трое человек, собака начинает теряться. Как минимум один из "учителей" делает какие-то ошибки, а плохое всегда схватывается легче. Поэтому ученик начинает вскакивать без команды, "заваливаться" при укладке, а то и вовсе убегать. Исправлять чужие ошибки гораздо сложнее, чем свои. То же можно сказать и об обучении на защиту. Некоторые владельцы собак дрессируются сразу на нескольких площадках, у разных фигурантов, у каждого из которых имеется свой подход. В результате собаку могут сорвать. Единственно, когда следует поменять учителя, когда уже становится абсолютно ясно, что прежний окончательно зашел в тупик.

7. Если одна процедура выработки не приносит успеха, нужно попробовать другую.

Классный дрессировщик отличается от просто хорошего тем, что он всегда ищет наиболее оптимальный путь к цели. В учебниках описываются 4-5 способов отработки каждого приема. Однако нужно всегда быть готовым придумать и шестой, и седьмой, а иногда и восьмой способы. Многие инструктора в процессе практической работы выбирают самые лучшие, по их мнению, методики. Но, если возникает затруднение, они попадают в тупик, т.к. не могут придумать что-то новое, отказаться от того, что уже доказало свою эффективность. Консерватизм хорош при дрессировке средних собак по не очень сложным курсам. Когда же обучаются собаки, имеющие какие-либо особенности или по новым курсам, тогда особенно заметна одаренность или бездарность дрессировщика.

8. Дрессировщик уделяет все свое внимание собаке до конца занятия.

Одно из самых больших наказаний для ребенка - перестать обращать на него внимание, не отвечать на его вопросы. Когда дрессировщик в разгар работы вдруг отвлекается от собаки (отвечает на телефонный звонок, общается с окружающими), она воспринимает это как наказание. Это может привести к серьезным последствиям. Если такое происходит часто, очень сильно ухудшается контакт между дрессировщиком и собакой. Без хорошего контакта обучение более или менее сложным навыкам невозможно.

9. Если навык начал ухудшаться, необходимо вернуться на более ранние стадии обучения.

Иногда проходит время, и мы с удивлением начинаем замечать, что казалось бы прекрасно отдрессированная собака все забывает. Это может произойти также в новой обстановке, после пережитого стресса. Самое разумное в этих условиях - вернуться к самым азам, пройти весь путь обучения утраченного навыка, но уже в быстром темпе. Вместо того чтобы биться головой на одном и том же месте, пытаясь немедленно достигнуть удовлетворительного результата, гораздо эффективнее начать все заново. Собака не прыгает барьер полтора метра - надо вернуться к метровому, а то и к 60 см. Затем постепенно нарастить высоту до 150 см.

10. Занятие заканчивается на "высокой ноте".

Проводя занятие с собакой, необходимо сразу замечать первые признаки ее утомления. Животное, как и человек, не может длительное время заниматься однообразным делом. Урок в школе длится 45 минут. И то многие ученики с трудом дожидаются его окончания. В вузе пара длится полтора часа с пятиминутным перерывом. Собаке, особенно молодой, обучающейся, постоянно требуется смена занятий. Сама дрессировка может длиться достаточно долго, но обязательно она должна включать перерывы на отдых и быть разнообразной. Прекращать выработку навыка нужно на "высокой ноте", когда достигнут какой-то успех, не дожидаясь того, что собака начнет ошибаться от утомления. То же самое можно сказать обо всем занятии. Если собака уже очень устала и наделала ошибки, надо закончить урок на чем-то легком, на чем она заведомо не ошибется и что выполняет с удовольствием.

Неправильно думать, что собаки не переживают при ошибках. Поэтому окончание занятия должно быть мажорным, чтобы дрессировка у собаки ассоциировалась с приятным. Конечно, чтобы стать хорошим дрессировщиком, нужно знать гораздо больше, чем здесь написано. Но знания придут после практики.

Валерий Гаврилин 2000г.

 
 
liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт